"Вези или плати" по-русски...

24.02.2021

На прошлой неделе в транспортном секторе появилась важная новость, а именно: первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил РЖД начать заключать договоры по принципу «вези или плати» на перевозку угля. Чиновник считает, что этот подход позволит решить проблему вывоза угля на восточном направлении.

«Вези или плати» является распространенной практикой заключения договоров, который устанавливает обязательства транспортной компании вывезти определенный объем груза, а в случае его непоставки грузоотправитель должен заплатить штраф. Аналогичный принцип давно используется при поставках газа крупным покупателям.

Правда, думается, что переводить как кальку принцип работы газового рынка на железнодорожный было бы не совсем правильно. Что касается принципа «вези или плати», абсолютно справедливо, что так работает «Газпром» с рядом своих покупателей. Важно, что здесь речь идет об объемах покупки. Когда мы говорим об этом принципе, очевидно, что это некая рестрикционная мера. Если отправитель нарушает сроки, он платит штраф. То есть имеет смысл вводить это не для всех грузовых перевозок, а которые превышают определенный объем груза за определенный период времени. Вот это, наверное, было бы логично.

Относительно того, сбудутся ли ожидания РЖД, думаю, станет понятно после обсуждения этого вопроса с грузоотправителями. Потому что надо понимать, что РЖД основную выручку получает не от грузовых, а от пассажирских перевозок. И основная проблема для РЖД сегодня – снизить порожний перегон, когда вагоны идут пустые в больших количествах.

Расширить железнодорожную инфраструктуру Дальневосточного региона для отправки грузов азиатским потребителям моментально не получится. Это требует огромных капиталовложений. Когда мы говорим об этом, надо понимать, что риск уплаты штрафов будет удерживать ряд грузоотправителей с небольшими объемами грузов от отправки грузов по этому направлению, освобождая пути.

Тут вопрос не столько в объемах, сколько в самой специфике грузов. Может, это какой-то грузы с высокой добавленной стоимостью, не только сырьевой, который не нужно вести в больших объемах, но он критически важен для получателя. И тогда предлагаемый механизм не будет до конца работать. Думается, что ожидания РЖД могут сбыться, но не в полном объеме.

В завершении пару слов о рубле: последний может короткую неделю просто реагировать на внутренние факторы, основными из которых являются окончание налогового периода и рост сырьевой выручки. Улучшение рискового фона может иметь место после выступления главы ФРС, который дал понять накануне, что укреплять доллар регулятор пока не планирует. Такие заявления обычно становятся дополнительным стимулом для рубля, поэтому до конца недели уровень в 72,9-73 за доллар более чем вероятен.

 

МАСШТАБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИК…

МАСШТАБНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИК…

В начале прошлой недели власти Швейцарии начали решать проблемы двух крупнейших банков страны — Credit Suisse и UBS. Консолидация рассматривается как один из наиболее вероятных вариантов решения

22.03.2023
О ДЕЛИСТИНГЕ…

О ДЕЛИСТИНГЕ…

Американская биржа NASDAQ намерена провести делистинг ценных бумаг ряда российских компаний, основной бизнес которых находится в России. Речь идет о бумагах «Яндекса», HeadHunter, Ozon и Qiwi. Акции компаний будут исключены из листинга с 24 марта, если компании не обжалуют решение

20.03.2023
СЕРЕНАДА СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЫ

СЕРЕНАДА СИЛИКОНОВОЙ ДОЛИНЫ

В банковской системе США происходят вполне ожидаемые вещи – привычка «жить вечно» при нулевых процентных ставках пустила глубокие корни

13.03.2023
О ВАЖНОСТИ БАЛКЕРНОГО ФЛОТА…

О ВАЖНОСТИ БАЛКЕРНОГО ФЛОТА…

Несколько дней назад в СМИ появилась информация о том, что программа государственных субсидий на закупки флота для внешнеторговых операций может распространиться до 2034 года на 85 судов, большинство из которых — балкеры, в том числе Capesize. Ожидается, что банки выделят на эти цели более 150 млрд

10.03.2023