"Вези или плати" по-русски...

24.02.2021

На прошлой неделе в транспортном секторе появилась важная новость, а именно: первый вице-премьер Андрей Белоусов поручил РЖД начать заключать договоры по принципу «вези или плати» на перевозку угля. Чиновник считает, что этот подход позволит решить проблему вывоза угля на восточном направлении.

«Вези или плати» является распространенной практикой заключения договоров, который устанавливает обязательства транспортной компании вывезти определенный объем груза, а в случае его непоставки грузоотправитель должен заплатить штраф. Аналогичный принцип давно используется при поставках газа крупным покупателям.

Правда, думается, что переводить как кальку принцип работы газового рынка на железнодорожный было бы не совсем правильно. Что касается принципа «вези или плати», абсолютно справедливо, что так работает «Газпром» с рядом своих покупателей. Важно, что здесь речь идет об объемах покупки. Когда мы говорим об этом принципе, очевидно, что это некая рестрикционная мера. Если отправитель нарушает сроки, он платит штраф. То есть имеет смысл вводить это не для всех грузовых перевозок, а которые превышают определенный объем груза за определенный период времени. Вот это, наверное, было бы логично.

Относительно того, сбудутся ли ожидания РЖД, думаю, станет понятно после обсуждения этого вопроса с грузоотправителями. Потому что надо понимать, что РЖД основную выручку получает не от грузовых, а от пассажирских перевозок. И основная проблема для РЖД сегодня – снизить порожний перегон, когда вагоны идут пустые в больших количествах.

Расширить железнодорожную инфраструктуру Дальневосточного региона для отправки грузов азиатским потребителям моментально не получится. Это требует огромных капиталовложений. Когда мы говорим об этом, надо понимать, что риск уплаты штрафов будет удерживать ряд грузоотправителей с небольшими объемами грузов от отправки грузов по этому направлению, освобождая пути.

Тут вопрос не столько в объемах, сколько в самой специфике грузов. Может, это какой-то грузы с высокой добавленной стоимостью, не только сырьевой, который не нужно вести в больших объемах, но он критически важен для получателя. И тогда предлагаемый механизм не будет до конца работать. Думается, что ожидания РЖД могут сбыться, но не в полном объеме.

В завершении пару слов о рубле: последний может короткую неделю просто реагировать на внутренние факторы, основными из которых являются окончание налогового периода и рост сырьевой выручки. Улучшение рискового фона может иметь место после выступления главы ФРС, который дал понять накануне, что укреплять доллар регулятор пока не планирует. Такие заявления обычно становятся дополнительным стимулом для рубля, поэтому до конца недели уровень в 72,9-73 за доллар более чем вероятен.

 

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МИРОВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ...

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О МИРОВОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ...

Ситуация остаётся достаточно напряженной. Основным фактором, который повлияет на поведение инвесторов в РФ на грядущей неделе следующие, станет ожидаемая 16 июня в Женеве встреча президентов США и России. В чём здесь основной для инвесторов информационный фон? В том, что инвесторы ждут от итогов этой встречи деэскалации напряженных отношений

11.06.2021
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ…

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ…

Ну вот и началось самое важное для инвестора. Концовка недели обещает быть крайне мощной. Почему? Она обещает быть крайне важной для инвесторов по нескольким причинам

09.06.2021
Денег много...

Денег много...

Вот и завершился ПМЭФ-2021, основным лейтмотивом которого стала идея о резком изменении потребительского поведения сотен миллионов людей в РФ всего за несколько месяцев вслед за появлением какого-нибудь нового сервиса Два года назад, когда в Петербурге проходил предыдущий экономический форум, премьером был Дмитрий Медведев, экономика

07.06.2021
Актуальные новости с ПМЭФ...

Актуальные новости с ПМЭФ...

Новости с ПМЭФ продолжают оставаться основными поводами для российского рынка, в частности, по теме «зеленого» инвестирования. Накануне всех удивил Сбербанк, который сообщил о выпуске инвестиционных облигаций, дополнительный доход по которым привязан к динамике рыночной стоимости фьючерсов на квоты на выбросы углекислого газа. Объём

04.06.2021