
В последнее время в российских регионах наметилась тенденция структурирования концессионных соглашений таким образом, что концессионерами в них выступают «дочки» региональных корпораций развития, а концедентами – субъекты РФ. Такая модель получила в секторе неофициальное название «квази-ГЧП».
Попытаемся разобраться в том, почему российских регионах становятся популярными концессии без привлечения частного капитала.
Надо разделять интерес этого механизма привлечения капитала для бизнеса и для государства, квазигосударственных структур. Исторически концессия возникала не только в России, но и в других странах как симбиоз государства и частого капитала либо как симбиоз частного капитала, когда один проект предполагал участие разных инвесторов. Классический пример концессии — это Транссибирская магистраль, которая была построена не одним застройщиком, как это принято сейчас говорить, а несколькими. И каждый участник концессии привлекал капитал по-разному. Государство просто субсидировало средства, какие-то частные инвесторы выпускали облигации, привлекая таким образом капитал. С этой точки зрения ничего не изменилось.
Понятно, что механизмы проведения концессионных соглашений усложнились. Но участие либо отдельных частных структур, либо структур государственных остались прежними. В данном контексте понятно, что поддержка государства для многих крупных инвестиционных проектов в России, особенно в текущей ситуации, — это преобладающий вариант такого рода концессий. Только не стоит называть то, что предлагается сейчас, в полном понимании концессией, потому что здесь нет государственно-частного партнерства. Буква «Ч» в аббревиатуре ГЧП выпадает.
По сути, это те же квазигосударственные структуры, которые на правах частных участвуют в этом новом механизме. Поэтому привлечение частных инвестиций в том понимании, в котором исторически рассматривается концессия, речи не идет. Возможно, такие проекты в России и могут быть реализованы. Но явно сейчас их количество не будет доминировать. Поэтому имеет смысл говорить о том, что это механизм работающий, но в том виде концессии, под которым мы понимаем в текущей ситуации частное партнерство.
Другое дело, что довольно сильно могут увеличиться бюджетные показатели субъектов. У нас и так в стране реципиентов гораздо больше, чем доноров. Около 80 реципиентов и порядка 10 доноров. И сейчас бюджетные обязательства этих реципиентов вырастут. Поэтому здесь нужно понимать, до какого уровня эти обязательства могут вырасти. И не очень понятен конкурс, по итогам которого должен был быть выбран концессионер, если по факту частного капитала нет.

О ДВУХ КУРСАХ И ВОЛАТИЛЬНОСТИ СТАВОК…
15 сентября Банк России поднял ключевую ставку до 13% годовых. Заметим, что вслед за ростом ключевой ставки банки стали повышать ставки по вкладам до 14% годовых и ставки по ипотечным кредитам до 17% годовых

СТАВКА НЕ ВЛИЯЕТ НА КУРС
Всю пятницу на прошлой неделе рубль провел чуть выше отметки 96 рублей за один доллар. Российский рынок после негативного старта и обновления двухмесячных минимумов восстановился. Отечественные индексы завершили торги в плюсе. Нефтяные цены после небольшой коррекции также закрылись в зеленой зоне. За баррель Brent давали 93,5 доллара

О ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ ДВУЗНАЧНОЙ СТАВКИ…
Накануне ЦБ сделал некоторые пояснения в отношении мотивов к повышению ключевой ставки, заявив о том, что инфляционное давление в российской экономике остается высоким. Реализовались существенные проинфляционные риски: рост внутреннего спроса, опережающий возможности расширения выпуска, и ослабление рубля в летние месяцы

ХМУРИТЬСЯ НЕ НАДО, LADA!
Новые данные Росстата зафиксировали, что средняя стоимость новых отечественных автомобилей в России в августе впервые превысила 1 миллион рублей. Цены на новые машины выросли в среднем на 1,1% за август - до одного миллиона и пяти тысяч рублей. При этом за год стоимость увеличилась на 4,4%