О российской специфике концессий

19.09.2022
О российской специфике концессий

В последнее время в российских регионах наметилась тенденция структурирования концессионных соглашений таким образом, что концессионерами в них выступают «дочки» региональных корпораций развития, а концедентами – субъекты РФ. Такая модель получила в секторе неофициальное название «квази-ГЧП».

Попытаемся разобраться в том, почему российских регионах становятся популярными концессии без привлечения частного капитала.

Надо разделять интерес этого механизма привлечения капитала для бизнеса и для государства, квазигосударственных структур. Исторически концессия возникала не только в России, но и в других странах как симбиоз государства и частого капитала либо как симбиоз частного капитала, когда один проект предполагал участие разных инвесторов. Классический пример концессии — это Транссибирская магистраль, которая была построена не одним застройщиком, как это принято сейчас говорить, а несколькими. И каждый участник концессии привлекал капитал по-разному. Государство просто субсидировало средства, какие-то частные инвесторы выпускали облигации, привлекая таким образом капитал. С этой точки зрения ничего не изменилось.

Понятно, что механизмы проведения концессионных соглашений усложнились. Но участие либо отдельных частных структур, либо структур государственных остались прежними. В данном контексте понятно, что поддержка государства для многих крупных инвестиционных проектов в России, особенно в текущей ситуации, — это преобладающий вариант такого рода концессий. Только не стоит называть то, что предлагается сейчас, в полном понимании концессией, потому что здесь нет государственно-частного партнерства. Буква «Ч» в аббревиатуре ГЧП выпадает.

По сути, это те же квазигосударственные структуры, которые на правах частных участвуют в этом новом механизме. Поэтому привлечение частных инвестиций в том понимании, в котором исторически рассматривается концессия, речи не идет. Возможно, такие проекты в России и могут быть реализованы. Но явно сейчас их количество не будет доминировать. Поэтому имеет смысл говорить о том, что это механизм работающий, но в том виде концессии, под которым мы понимаем в текущей ситуации частное партнерство.

Другое дело, что довольно сильно могут увеличиться бюджетные показатели субъектов. У нас и так в стране реципиентов гораздо больше, чем доноров. Около 80 реципиентов и порядка 10 доноров. И сейчас бюджетные обязательства этих реципиентов вырастут. Поэтому здесь нужно понимать, до какого уровня эти обязательства могут вырасти. И не очень понятен конкурс, по итогам которого должен был быть выбран концессионер, если по факту частного капитала нет.

О нефти и важных решениях

О нефти и важных решениях

Сегодня для нефтяных рынков будет важный день: министры стран картеля ОПЕК+ будут принимать решение по уровню квот на добычу. Напомним, что раньше в СМИ появлялись слухи как о возможном снижении потолка добычи на 0,5–1 млн. б/с, так и о сокращении сразу на 1,5–2 млн

05.10.2022
Бюджетные марки ныне в почёте

Бюджетные марки ныне в почёте

Популярность массовых седанов и хетчбэков в России выросла до рекордной за последние годы из-за дефицита других предложений новых автомобилей. При этом выбор в сегменте B в реальности практически отсутствует

03.10.2022
О газе и купонах

О газе и купонах

Сегодня российский рынок пребывает в состоянии ожидания выступлений президента Путина по вопросу о присоединении новых территорий и решения Газпрома по дивидендам

30.09.2022
В ожидании дополнительных доходов

В ожидании дополнительных доходов

Накануне стало известно о том, что в следующем году Минфин ожидает дополнительных нефтегазовых доходов почти в 940 млрд. рублей. В проекте ведомства ежегодный объем базовых поступлений от нефти и газа прогнозируется на уровне 8 трлн. рублей в 2023–2025 годах. Все, что будет получено свыше этой суммы, будет считаться сверхдоходами

28.09.2022