
Накануне стало известно о планах Федеральной антимонопольной службы по кардинальному изменению закона "О естественных монополиях", за что много лет боролся экс-глава ведомства Игорь Артемьев.
Законопроекты исходно вносились в правительство в ноябре 2019 года, но дважды получали отрицательные заключения государственно-правового управления президента и отправлялись на доработку. Тем не менее, как пишут главы крупных госкомпаний: ОАО РЖД, «Россетей» и «Транснефти», ФАС так и не внесла в документы существенных изменений.
Именно по этой причине в начале недели ОАО РЖД, «Россети» и «Транснефть» направили премьеру Михаилу Мишустину письмо с критикой разработанных ФАС законопроектов, которые внесены в правительство. Основные претензии — отказ учитывать в тарифах амортизацию и дивиденды, желание ФАС получить «силовые» функции и отсутствие подзаконных актов.
Основная идея, насколько я понимаю, это желание ФАС еще устами своего бывшего руководителя Игоря Артемьева привлекать в компании инвесторов. Правда, необходимо понимать, что привлечение в компанию инвестора возможно только тогда, когда она позиционируется как максимально прозрачная компания для потенциального инвестора, будь то инвестор отечественный или инвестор иностранный. Если мы говорим про учете в тарифах компании выплаты дивидендов и капвложений, то мы приходим к тому, что госмонополии, по сути, не смогут зарабатывать на тех объектах, которые полностью не введены в строй. А ведь их у них объекты с большими сроками ввода в строй. Есть объекты, которые начинают работать частично. Первые этапы строительства части объектов завершаются, их можно вводить в эксплуатацию, хотя весь комплекс еще не введен.
Теперь, если учет капитальных вложений проводить не в полной мере, получается, что в тариф их можно учитывать только тогда, когда весь большой комплексный проект будет завершен. Это по сути лишает возможности многие госкомпании, монополии зарабатывать на этапах частичного ввода объектов в строй. Ну и, конечно, история с наделением ФАС полномочий силовых ведомств – это немножко странно. Несколько лет назад разговор об этом был, но он плавно сошел на нет. Возможно, сейчас ветер подует в другую сторону, поскольку глава ФАС сегодня другой. Возможно, полного и резкого отказа от закона естественных монополий не произойдет. Возможно, он будет частично модернизирован, модифицирован.
Но резкая его отмена грозит большими проблемами в системе взаимодействия госмонополий, государства, бизнеса и потребителя. Возможно, имеет смысл идти по пути создания регуляторов, которые будут регулировать проблемы в отдельных отраслях. В железнодорожной отрасли, в энергетической, топливно-энергетической и т.д.

О ДВУХ КУРСАХ И ВОЛАТИЛЬНОСТИ СТАВОК…
15 сентября Банк России поднял ключевую ставку до 13% годовых. Заметим, что вслед за ростом ключевой ставки банки стали повышать ставки по вкладам до 14% годовых и ставки по ипотечным кредитам до 17% годовых

СТАВКА НЕ ВЛИЯЕТ НА КУРС
Всю пятницу на прошлой неделе рубль провел чуть выше отметки 96 рублей за один доллар. Российский рынок после негативного старта и обновления двухмесячных минимумов восстановился. Отечественные индексы завершили торги в плюсе. Нефтяные цены после небольшой коррекции также закрылись в зеленой зоне. За баррель Brent давали 93,5 доллара

О ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ ДВУЗНАЧНОЙ СТАВКИ…
Накануне ЦБ сделал некоторые пояснения в отношении мотивов к повышению ключевой ставки, заявив о том, что инфляционное давление в российской экономике остается высоким. Реализовались существенные проинфляционные риски: рост внутреннего спроса, опережающий возможности расширения выпуска, и ослабление рубля в летние месяцы

ХМУРИТЬСЯ НЕ НАДО, LADA!
Новые данные Росстата зафиксировали, что средняя стоимость новых отечественных автомобилей в России в августе впервые превысила 1 миллион рублей. Цены на новые машины выросли в среднем на 1,1% за август - до одного миллиона и пяти тысяч рублей. При этом за год стоимость увеличилась на 4,4%